Средневековье

                                                                               
У любви есть дар высокий  
Бернарт де Вентадорн
(провансальский лирический поэт XII столетия)

I.
У любви есть дар высокий —
Колдовская сила,
Что зимой, в мороз жестокий,
Мне цветы взрастила.
Ветра вой, дождя потоки —
Все мне стало мило.
Вот и новой песни строки
Вьются легкокрыло.
И столь любовь сильна,
И столь огня полна,
Что и льдины, как весна,
К жизни пробудила...




Музыка Средневековья



- 500-1400гг.
- Монодический склад (Монодия до 1150г, далее полифония-до последней четверти 16 века 1575.)
- Основные страны, в которых сохранились письменные источники ранней средневековой музыки - Англия, Франция, Италия.
- Господство вокальной религиозной музыки. Она преимущественно анонимна,  а нотация невменная.
- Основные монументальные жанры - мессы и пассионы (страсти)
- Иные жанры - гимн, антифон, троп, секвенция.

Григорианский хорал - общее название для одноголосных песнопений на латинском языке, звучавших в католической литургии, исполнялись строго монодически (одноголосно), мужским или детским хором (женский только в монастырях), без инструментального сопровождения.
(606 год-дата кодификации папой Григорием Великим свода песнопений католической церкви в «Григорианский антифонарий»)

Это музыка религиозных эмоций, религиозной картины мира.
Григорианские хоралы делились на две группы и определили специфику жанров мессы и пассионов:
1 группа - связана с формированием мессы - распевность, вокальность, большой мелодический диапазон, длинные фразы широкого дыхания.
2 группа- тематическая основа пассионов - речитативный псалмодический характер.
Месса - Католическое богослужение,
бывают обиходными (каждый день) Missa ordinarium
заупокойными - реквием, торжественными (в праздники)
В основе мессы 6 частей:
- Господи помилуй Kyrie Eleison
- Слава в вышних Gloria
- Верую Credo
- Свят Sanctus
- Благосновен будь Benedictus
- Агнец Божий Agnus Dei

Пассионы - повествования о страстях Господних, произнесение Евангельских текстов нараспев, исполнялись в соборах раз в году на Пасху.
Они были любимы всеми слоями общества. В них развивался элемент театральности для облегчения восприятия сюжета.

Литургическая Драма - жанр более народный и светский, также театральный.
Исполнялись в любое время, но были в основном приурочены к церковным праздникам.
Сюжеты использовались библейские, диалоги в стихотворной форме, с участием инструментального ансамбля, исполнители одевались в соответствующие костюмы.

Первые образцы церковной полифонической музыки - жанр органум.
Техника Cantus Firmus-пение на основную (Григорианский хорал) мелодию, она в нижним голосе, верхний голос орнаментален, мелизматический.

Центром светской музыки Средневековья была Франция (С 9 по 13 век) -
рыцари - музыканты - трубадуры, труверы;
и позже (12-14 век) - Германия: миннезингеры.
Бродячие музыканты назывались в Германии ШПИЛЬМАНАМИ,
во Франции ГИСТРИОНАМИ,
бродячие студенты европейских университетов-ВАГАНТАМИ.
Когда кого-то из них принимали на придворную службу, то они становились МЕНЕСТРЕЛЯМИ.
Мелодии танцевальные, жизненные сюжеты, сопровождалось пение игрой на виоле, лютне, готической арфе, ребекке (арабский или византийский струнный инструмент) или небольшим ансамблем с духовыми (продольная флейта, крумхорны) и ударными (тамбурины, тимпаны, бубны)
Музыкальное искусство Средних веков - синтез многих традиций:
- фольклор древнегерманских племен (энергия, жизненная сила),
- лиризм и утонченность Арабского Востока.
В Григорианском хорале были отобраны наиболее выразительные мотивы характерные для стран Средиземноморья и Ближнего Востока. Были определены канонические разделы службы в католической церкви (по сей день).
Основное свойство музыки - суггестивность, оказывала мощное воздействие на верующих.
На контрасте полуязыческой светской и христианской церковной музыки строилось многообразие музыкальных переживаний того времени.
Оно было полным противоречий: жестокость и убогость реальной жизни, которую музыка должна была скрашивать, и возвышенная духовность храмового действа, позволяющая на время забыть нужды тела и опасности, подстерегавшие за порогом соборов и монастырей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий